ВНИМАНИЕ!

С 5 июня 2018 года официальный сайт Министерства земельных и имущественных отношений будет работать по адресу https://mzio.bashkortostan.ru

Сервисы Электронная очередь на предоставление земельных участков для ИЖС и задолженности по арендной плате будут доступны по старому адресу до 15 июля 2018 года

По вопросу установления категории земель в отношении ЗУ под наземными объектами недвижимости трубопроводного транспорта

Разъяснения

по вопросу установления категории земель в отношении земельных участков под наземными объектами недвижимости трубопроводного транспорта

 

         В практической деятельности у территориальных органов Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан возникают вопросы при оформлении прав в отношении земельных участков под наземными объектами недвижимости трубопроводного транспорта. Как правило, в кадастровых паспортах на такие сформированные земельные участки не установлена категория земель.

При разрешении данной ситуации следует выяснить ряд аспектов, влияющих в определенной степени на процедуру установления категории земель таких земельных участков.

  1. В каких документах указывается категория земель?
  2. К компетенции какого уполномоченного органа по распоряжению земельными участками отнесено принятие акта о предоставлении таких земельных участков?
  3. Каков порядок установления категории земель или отнесения земельных участков к землям определенной категории?

Разъяснения по данным вопросам даны в разделе «Земельные ресурсы».

 

 

 

  1. В каких документах указывается категория земель?

Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Поскольку в государственном кадастре недвижимости сведения о категории земель таких земельных участков отсутствуют, то и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о государственной регистрации права на такие земельные участки также нет.

Таким образом, категория земель (целевое назначение и разрешенное использование) таких земельных участков должна быть указана в правоустанавливающих документах на землю.

  1. К компетенции какого уполномоченного органа по распоряжению земельными участками отнесено принятие акта о предоставлении таких земельных участков?

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В данном случае необходимо исходить от принадлежности земельных участков к одному из уровней собственности (федеральной, субъектовой или муниципальной). При не разграничении права государственной собственности на землю земельными участками распоряжаются органы местного самоуправления муниципального район, городского округа (пункт 10 статьи 3 от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Однако, при принятии таких документов необходимо выяснить следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения:

- наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

- наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.

         Данные земельные участки в соответствии с земельным законодательством отнесены к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения и землям иного специального назначения (далее – земли промышленности и земли иного специального назначения).

В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

         Если, такие земельные участки находятся в границах населенных пунктов, то в правоустанавливающих документах необходимо указать категорию земель населенных пунктов согласно территориальной зоне.

  1. Каков порядок установления категории земель или отнесения земельных участков к землям определенной категории?

В соответствии со статьей 8 ЗК РФ, именуемой как «Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую», перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

         Если вновь образованные земельные участки были сформированы из земель или земельного участка определенной категории земель, то они должны быть отнесены к той же категории земель. Для установления иной категории земель в отношении вновь образованных земельных участков необходимо осуществить их перевод из одной категории в другую.

         Однако, в действующем законодательстве, регулирующим земельные отношения, установлены случаи, когда категория земель может быть установлена органами местного самоуправления.

  В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель мили земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе земель) в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

  В данной норме речь идет уже о предоставленном  земельном участке.

Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (часть 5 статьи 14 Закона о переводе земель).

Данная норма не определяет орган власти, который вправе установить категорию земель.

Если наземные объекты недвижимости трубопроводного транспорта были сооружены без правоустанавливающего документа на землю и фактически до установления соответствующей категории земельных участков (перевода из одной категории в другую), на которых они расположены, то они могут считаться самовольными и не соответствующими целевому назначению таких земельных участков.

Данная норма может быть применима при наличии свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимости трубопроводного транспорта, свидетельствующего о фактическом использовании земельного участка или других документов (технического паспорта наземного объекта, схемы расположения наземных объектов относительно самого газопровода и т.п.).

 Часть 6 статьи 14 Закона о переводе земель для органов местного самоуправления устанавливает правило, в соответствии с которым отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 Закона о переводе земель.

         Кроме этого, органы местного самоуправления вправе произвести перевод земельных участков из одной категории в другую, находящихся в частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения (абзац третий подпункта 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).

         Таким образом, органы местного самоуправления вправе в вышеприведенных случаях установить категорию земель путем перевода земельных участков из одной категории в другую и предоставить земельные участки на определенном виде права с указанием установленной категории земель таких земельных участков.

  В заключении, следует отметить, что нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).